Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Когда заниматься профориентацией?

Когда заниматься профориентацией?

Опубликовано 20.12.2022

В каком возрасте стоит начинать заниматься профориентацией особого ребенка?

Короткий ответ - чем раньше, тем лучше.

Развернутый ответ - профориентацию не стоит воспринимать как некий оторванный и короткий процесс в жизни ребенка. Это не размышления в стиле "а куда нам податься" после того, как ребенок закончит школу.

Приведем несколько важных тезисов для ответа на вопрос "Когда начинать?":

  • Нужно понимать, что получение профессии и получение работы - не одно и тоже. Многие семьи рассчитывают, что обучение в колледже или профессиональном училище с дипломом по его окончанию - это и есть профориентация, работа потом как-нибудь приложится и найдется. Это не так.
  • Поэтому, если после школы ваш особый ребенок отправился учиться в колледж - это не профориентация, а выигрыш времени для определения тех навыков в развитии ребенка, которые нужно тренировать для того, чтобы он был готов к постоянному труду, приложению своих знаний и умений на практике на постоянной основе.
  • Этот процесс растянут на несколько лет и его стоит начинать лет с 12 (мы не про колледж, разумеется, а про развитие навыков).

Профориентация начинается тогда, когда родитель особого ребенка начинает для себя определять и описывать его навыки, степень их развития и закрепления. Когда родитель видит разницу между трудовыми и бытовыми навыками и их тесную взаимосвязь в возможной будущей работе. Например, не получится работать кондитером, зная всю нужную рецептуру, но при этом не ориентироваться во времени. Любой кекс будет или не допечен, или сгорит или вовсе не будет сделан, так как кондитер не вовремя не включил-выключил духовку и не понимает, что такое 20 минут и как их определить. Также не получится работать официантом, умея только общаться, но не обладая развитыми моторными навыками - посуда будет биться, а клиенты - злиться.

Работа с большим списком навыков ребенка - лишь малая часть работы по профориентации, еще нужно работать с мотивацией и смыслами ребенка - он должен хотеть и испытывать потребность в труде, в чувстве сопричастности и важности своих действий. Нужно провести множество различных проб, чтобы понять - где и в какой области ребенку комфортнее трудиться, дальше продумывать варианты трудоустройства или устраивать трудовые мастерские. Все это займет много, очень много времени. Так что, если ребенку 10-12 лет, уже можно вовсю стартовать, как минимум, с развитием конкретных навыков, чтобы к 18 годам иметь шансы к адекватной трудовой интеграции особого молодого человека в общество.

Особых детей нужно учить быть работниками, помимо того, что им нужно владеть какой-либо профессией. Их нужно готовить к освоению профессиональных знаний и навыков. Поэтому ждем вас, неравнодушных к будущему родителей, к нам в проект «Сопровождаемое трудоустройство: группы подготовки родителей». Привычный и удобный для вас онлайн-формат, известные вам и качественные специалисты. В фокусе внимания – будущее ваших детей, счастливое и самостоятельное!

 


Проект "Система сопровождаемого трудоустройства: группы подготовки родителей" реализуется на грантовые средства министерства экономического развития и инвестиций Самарской области.