В последнее время слово «инклюзия» вышло в ряд наиболее употребляемых и в тоже время выхолощенных слов — кроме словесного обозначения инклюзии, реальной работы в этом направлении слишком мало.
«Наша регулярная практическая деятельность — это просвещение и развитие детей, в том числе и с особенностями развития. И мы постоянно наблюдаем, как восприятие особых детей, сформированное в нашем обществе, негативно влияет на развитие инклюзии — говорит директор музейно-образовательного центра „Школа-Музей-Культура“ Ольга Титкова.
Людям свойственно относится настороженно ко всему, что не вписывается в привычные рамки восприятия. Взрослые редко готовы признаться в том, что отрицательно относятся к инклюзии, но, когда дело доходит, что в группе с его любимым чадом будет заниматься ребенок с особенностями, то здесь часто возникает область напряжения. Непосредственно с детьми таких проблем, как правило, не возникает.
Поэтому, в нашем проекте „Живые картины“ мы хотим не только развивать творческие возможности детей с ментальными нарушениями, но и показать обществу их достижения, тем самым ломая стереотип восприятия детей с ментальными нарушения, как людей мало к чему приспособленных».
В качестве основной деятельности выбрана театрализованная форма представления картин русских художников. Молодые люди и дети с ментальными нарушениями выступят в качестве актеров спектаклей по сюжетам известных произведений живописи. Уже выбрана картина для основы сценария спектакля, ею стали «Жнецы» Венецианова, написан сценарий и актеры приступили к репетициям. Всего за проект будет подготовлено и показано 4 спектакля, партнером проекта выступает театр-студия «Астрей» из г. Новокуйбышевска.
Проект «Живые картины» реализуется некоммерческой организацией Музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура» на средства, выделенные в качестве гранта в рамках проекта «Инклюзивный музей», который реализуется ИКОМ России совместно с социальным проектом «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».