Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
В чем сила и слабость социальных историй для детей и молодых людей с РАС?

В чем сила и слабость социальных историй для детей и молодых людей с РАС?

Опубликовано 18.02.2022

Ребятам с особенностями развития хорошо подходит методика "социальной истории" - большая сложная поведенческая модель человека режется на отдельные, дискретные ситуации и ребенку легче ориентироваться в том, как себя стоит вести и что ожидать от окружения. О методике можно подробно прочитать в книге Кэрол Грей "Социальные истории".

Например, ребенок с помощью социальной истории "поход в кино" может научится приемлемому поведению при посещении кинотеатра, снизить свой уровень тревожности и получать удовольствие от процесса.

Но! Но. Не стоит рассчитывать на то, что освоив историю "поход в кино", ребенок сходит с вами, например, на открытый летний фестиваль кино и будет там вести себя здраво и уверенно. Это другая ситуация, требующая похожих, но несколько других навыков.

Так что, точечность тренируемого поведения - это и сильная и одновременно слабая сторона "социальных историй".
Поэтому крайне желательно, используя этот метод, сразу задумываться о серии связанных историй, освоение которых позволит ребенку овладеть относительно широким диапазоном поведения.

Например, после истории "поход в кино" заняться историями, связанными с поведением на фуд-корте, посещением магазинов, поиску машины на парковке. Это позволит ребенку не выпадать из общего контекста похода в кино на длительный период, получать позитивную обратную связь от окружения, поддерживать мотивацию к определенным типам общения.

_____
Проект «Конструктор социальных историй для особых детей» реализуется на грантовые средства министерства экономического развития и инвестиций Самарской области.