Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Большая история маленького человека

Большая история маленького человека

Опубликовано 02.04.2021

Черный ящик, в который заперт любимый ребенок, – вот что такое детский аутизм, решила когда-то для себя Женя. И вместе с мужем начала искать ключ от этого ящика.

— В свои шесть Вася произносил и читал лишь отдельные слова. Но мы, родители, не ставили своей целью развитие речи. Самым горячим нашим желанием было знать, чего хочет ребенок. О чем он думает. Мечтает. Нам так хотелось его понимать! — вспоминает Евгения.

При том, что мальчик хорошо разбирался в цветах, формах, видах животных и транспорта, знал буквы и цифры, с мамой и папой он не общался. Совсем. По указанию взрослых убирал за собой тарелку со стола, но не отвечал «да» или «нет», если они интересовались, тепло ли ему. Он не знал, что такое «да» и «нет». И до паники боялся всего нового: новых мест, непривычных маршрутов. А самым ужасным было потерять из виду маму. Евгения была для Васи единственным способом взаимодействия с миром, и эту мучительную для обоих ситуацию изменить было невозможно.

Женя до сих пор не верит в то, что случилось в течение последующего полугода. А случилось… знакомство с методикой ПЭКС - коммуникационной системой обмена изображениями. День за днем наставники нашего центра показывали Васе, как можно строить общение с миром с помощью специальной коммуникативной книги.

— ПЭКС стала для нас идеальным способом коммуникации! — рассказывает Женя. — Чтобы быстро объяснить сыну, что мне, маме, нужно пойти к врачу, а он пока останется с папой, а потом они вместе меня встретят на машине, я выкладываю карточки: «я» — «папа» — «ехать на машине» — «поликлиника» — «мама». Показываю выложенные карточки и одновременно проговариваю всю ситуацию вслух. Вася спокоен и даже доволен, ведь он в курсе того, что происходит сейчас, и осознает порядок дальнейших действий. Для паники нет причин!

С помощью своей «волшебной» книги Вася может попросить взрослых о помощи, сообщить, что ему нужен перерыв и «сказать», где у него болит. Осознание того, что можно в любой момент можно воспользоваться карточкой «хочу уйти» + визуальное расписание избавили семью от истерик в общественных местах. У родителей будто гора с плеч свалилась.

Конечно, это не значит, что Вася стал чувствовать себя спокойно и комфортно везде и всегда, но он стал работать над собой. Ра-бо-тать!

— Это еще один важный момент, — подчеркивает мама. — Вася старается не только для нас, взрослых, как было прежде, а как бы для себя самого. Каждый раз в сложной ситуации теперь он стремится переступить через свои страхи, пытается справиться с эмоциями.

Евгения вспоминает еще и еще…

— Недавно я договорилась с мужем и сыном встретиться в магазине. Такая ситуация полгода назад была немыслима! Уже походив по магазину, вижу: заходят муж с сыном. Вася абсолютно безмятежен, расслаблен, рассматривает все вокруг… Муж поймал мой взгляд и говорит: «Вася, смотри, там мама!» Сын подбежал ко мне с улыбкой, распахнутыми руками, радостным кличем: «МААААМААА!!!» Нет заплаканных глаз, трясущихся рук: вот, он мой спасательный круг, как мне было плохо без него, без моей мамы… Только радость встречи!

Отношения с папой тоже изменились. Муж теперь может понять, что хочет ребенок, говорит, что чувствует его доверие.

В какой-то момент Вася осознал, что, наслаждаясь общением, папа готов сделать практически все что угодно. Например, заранее зная, что мама вряд ли разрешит печенье после чистки зубов или мультики перед сном, наш хитрец свою полоску с выложенными карточками несет именно папе.

Раньше, выходя из дома, Вася брал с собой игрушку, теперь — книгу с карточками. Книга — это язык Васи, и он это понимает. Общаясь с людьми, мальчик выкладывает карточки в нужной ему последовательности. Недавно в магазине выложил фразу «Я хочу купить хлеба», пообщался с продавцом и получил буханку с хрустящей корочкой.

Приятным сюрпризом оказалось использование слов и фраз уже без помощи книги.

— Не так давно Васюша подошел ко мне близко-близко, и, глядя в глаза, сказал медленно, обдумывая каждое слово, как если бы говорил на иностранном языке… «Мама, я хопу (хочу) ить (пить) ка (пауза) ка (пауза)о!». Конечно, пока он быстрее выложит задуманную фразу, чем скажет ее. Но отдельные слова уже лень искать в книге, легче их произнести…

Ничего бы этого не случилось без замечательных проводников в мире ПЭКС — Марии и Ивана.

— Мы бесконечно благодарны наставникам за мир, воцарившийся в нашем семье, — говорят родители. — Это большое счастье — понимать родного человечка! Причем когда это не просто «удобный ребенок», а человек со своей яркой позицией, мыслями и чувствами, выражающий их таким необычным, но теперь понятным нам способом!

Второго апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Поделитесь этой историей со своими друзьями. Возможно, им будет важно узнать, что иногда нужные ключи находятся в руках надежных хранителей.