Целый год воспитанники самарского детского дома № 3 (центр помощи детям «Иволга») развивали в себе искусство принятия самостоятельных решений и умения договариваться друг с другом.
«Что наша жизнь? Игра!» - кто не знаком с этой фразой? Скорее всего, воспитанники из детского дома № 3, ее-то и не слышали. Но вполне успешно перевернули с ног на голову.
«Основная идея нашего проекта «Шаги жизни» не нова, развитие социальных компетенций ребенка через игру - достаточно распространенная практика, – рассказывает руководитель проекта Ольга Титкова. – Но в проекте была своя «изюминка» и не одна. Каждая настольная игра, в которую играли дети, разрабатывалась нами под конкретную жизненную ситуацию и, как принято говорить, с учетом регионального компонента. В играх не было абстрактных ситуаций. Например, в игре «Транспорт» ребенок должен был найти оптимальный путь доставки курьерского письма, используя реальные маршруты самарского городского транспорта. В противоположность Герману из «Пиковой дамы» дети могут с полным правом сказать «Что наша игра? Это - жизнь!».
«Весь год мы с детьми играли в настольные игры, ездили в театры и музеи, ходили в кино и зоопарк, одним словом, занимались тем, что интересно и приятно, – говорит психолог центра «Школа-Музей-Культура» и разработчик игр Иван Титков. – Так считают дети. На самом деле, мы всерьез работали над своим социальным интеллектом и развитием. Каждая игра давала ребенку понимание жизненной ситуации и помогала овладеть стратегией ее разрешения. И закрепление приобретенного навыка на практике - в реальной ситуации за пределами игрового поля - в поездке, во взаимодействии с другими людьми. Я не только играл с детьми, но и как психолог, наблюдал за группой. Если в первой игре дети могли и кулаком двинуть соседу в ответ на просьбу чем-то поделиться, то во второй игре уже сколачивали коалиции и в группе появился собственный медиатор Аня, взявшая на себя функцию соблюдения взаимовыгодных интересов. В последней игре я уже мог позволить себе стать просто игроком, мое вмешательство, как психолога, было минимальным».
Проект «Шаги жизни» помог детям из детского дома еще в одном важном направлении - у них появились новые друзья - молодые люди с ментальной инвалидностью, актеры новокуйбышевского театра «Астрей». Сначала дети были просто зрителями спектаклей, с которыми к ним приезжал «Астрей», затем стали выходить на сцену в совместных постановках, а потом - приглашения в гости, совместные поездки в театры и музеи. В этом году воспитанники детского дома и театр «Астрей» впервые попробуют вместе осуществить важный социальный проект для других детей - «Живые картины», но эта будет уже совсем другая история…
Проект «Шаги жизни» реализован автономной некоммерческой организацией - музейно-образовательным центром «Школа-Музей-Культура» на средства, предоставленные благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».