Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Почему АВА - это не дрессировка?

Опубликовано 18.08.2022

Почему АВА - это не дрессировка?

Казалось бы, в наши дни при довольно большом объеме существующей информации об АВА стереотип о том, что "АВА - это дрессировка" уже должен был бы отмереть. Но, нет! Он продолжает жить (в сердцах и разумах) и вызывает довольно жаркие дискуссии.

Конечно, у нас в регионе достаточно мало действительно сертифицированных АВА-терапистов, которые работают в рамках кодекса этики и профессиональной ответственности поведенческих аналитиков, поэтому и опыт семей с особыми детьми может быть травматичным. Кстати, реестр сертифицированных специалистов можно найти здесь: aba-kurs.com/reestr-specialistov

Мы не зря упомянули кодекс этики - это открытый документ, доступный, если набрать в поисковой строке "aba кодекс", в котором отражены всё вопросы взаимоотношений и ответственности специалиста и семьи. Там и про то, чем чреват обмен подарками, почему нельзя бросать клиента и чьи интересы учитываются в первую очередь при построении индивидуальной программы.

Следуя этому кодексу занятия ребенка с поведенческим аналитиком никогда не будут напоминать дрессуру. Ведь дрессировка используется, когда необходимо приучить, например, животное прыгать через горящий круг - т.е. сделать то, что в нормальных условиях животные никогда делать не станут - ведь можно же обойти огонь. Прикладной анализ поведения - это наука об изучении и улучшении человеческого поведения, которая отличается от родственных дисциплин своим предметом, целями и методами. Например, АВА-терапия помогает научить ребенка есть ложкой, завязывать шнурки или различать буквы. Вряд ли кто-то скажет, что это ненужные человеку навыки.

Ребенка не держат в условиях голода, чтобы он за еду прыгал на манеже, выполняя команды. Команда поведенческих специалистов совместно с семьей анализируют мотивационные стимулы ребенка - иногда это еда, но чаще это какая-либо деятельность или игрушки. И тщательно взвешивая стимулы, определяют цели поведенческого вмешательства, например - "ребенок самостоятельно, в 9 случаях из 10, ест суп ложкой". Согласитесь, это очень далеко от дрессировки животных в цирке.

Искажению восприятия прикладного анализа поведения часто мешает предшествующий опыт - кто-то в прошлом был научен, что "АВА - это дрессировка", например, в ВУЗе, или сталкивался с недобросовестным поведенческим специалистом, чьи некомпетентные действия нанесли ущерб - как ребенку, так и родителям, так и репутации дисциплины.

Важно помнить и знать, что стратегии изменения поведения, которые опираются на принципы оперантного обусловливания, применяются в разных сферах - как в коррекционной педагогике, так и в общем образовании, а также в вузах. Принципы прикладного анализа поведения лежат в основе бизнес-консультирования, улучшении производительности труда работников, решения семейных конфликтов, воспитания.

Любой человек, пока он жив, может получить пользу от применения поведенческих стратегий, потому что АВА меняет жизнь людей к лучшему. И, в отличии от обучения животных бесполезным трюкам (например, медведя кататься на велосипеде или тигра прыгать в горящий обруч), в АВА изменяют поведение на пользу самого человека, а не потехи ради.

Восприятие "АВА как дрессировки" очень сильно ограничивает кругозор и возможности. Важно, чтобы и родители детей с РАС, которые занимаются по АВА-программам, и сами специалисты уходили от данной ассоциации. Такое восприятие очень сужает потенциал достижения эффективности в педагогической практике, уводит от анализа к использованию случайных пищевых подкреплений и принуждению к занятиям, а в определенной мере, унижает человеческое достоинство ребенка.

 

____
Проект «Ресурсы помощи особой семье на малых территориях» реализуется на грантовые средства, предоставленные Фондом президентских грантов.