Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

От чего стоит отличать детский аутизм?

Опубликовано 26.08.2022

От чего стоит отличать детский аутизм?

Порой аутизм можно спутать с некоторыми другими встречающимися у детей проблемами.

Во-первых, в младенчестве часто подозревают глухоту, а иногда и слепоту. Связано это с тем, что ребенок не откликается на своё имя, не следует указаниям взрослых или не различает "свои-чужие". Иногда подобные подозрения рассеиваются, например и потому что ребенок может остро реагировать на определенные звуки - шум дрели, шуршание обертки, стук по столу и т.д. Если подозрения ещё остались - стоит провести независимую проверку слуха.

Во-вторых часто возникает необходимость соотнести детский аутизм и умственную отсталость. Необходимо помнить, что нарушение интеллектуального развития при аутизме имеет качественную специфику: ребенок у спектре будет проявлять гораздо большую сообразительность в отдельных областях и значительно худшую адаптацию к жизни в целом, чем ребенок-олигофрен с такими же показателями умственного развития.

В-третьих, важно отличать коммуникативные трудности при аутизме от нарушений речевого развития. Часто первые тревоги у родителей аутичных детей возникают именно из-за необычности их речи, например странные интонации, штампы, эхолалии, односложные ответы и т.д. Самым важным фактором отличия здесь является характерное для глубоко аутичного ребенка глобальное нарушение коммуникации: часто ребенок не пытается выразить свои потребности привычным для нас способом.

И в-четвёртых, важно разграничивать детский аутизм и шизофрению. С их смешением связано множество не только профессиональных проблем, но и личных переживаний и даже травм в семьях особого ребёнка.
Западными специалистами связь аутизма и шизофрении полностью отрицается, но к сожалению, в России до недавнего времени между
детским аутизмом и детской шизофренией в большинстве случаев просто ставился знак
равенства.

В-пятых, необходимо различать синдрома детского аутизма и нарушений общения, обусловленные особыми условиями жизни, воспитания ребенка. Такие нарушения могут возникнуть, если еще в раннем возрасте ребенок лишен самой
возможности установить эмоциональный контакт с близким человеком, т. е. в случаях так
называемого детского госпитализма.

Активное наблюдение за ребенком и своевременная диагностика позволяют значительно улучшить качество жизни особого ребёнка. Если Вы подозреваете у своего ребенка аутизм, послушайте наш подкаст "Особый ребенок".

____
Проект «Ресурсы помощи особой семье на малых территориях» реализуется на грантовые средства, предоставленные Фондом президентских грантов.