Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Есть в авиации такое понятие - практический потолок.

Есть в авиации такое понятие - практический потолок.

Опубликовано 29.08.2022

Есть в авиации такое понятие - практический потолок. Грубо говоря, это высота, на которую есть силы динамично подняться.
Перенесем это понятие, как аналогию, на жизнь семей с детьми, имеющими особенности развития.

Несколько лет работая с разными семьями, мы очень точно ощутили, что этот практический потолок сам по себе невелик и к тому же очень разнится у семей в зависимости от их места жительства.

Увы, большое количество семей с особыми детьми живет в малых городах и селах, их дети могут не иметь четко поставленных диагнозов, от этого не понятны пути реабилитации и необходимость обращений к специалистам.
Кстати, о специалистах. В их стане также немало трудностей. Основная - изоляция от актуальной информации, отсутствие профессиональных сообществ, недостаток обеспечения методиками и инструментами работы.

С такой ситуацией даже мотивированные семьи и специалисты высоко взлететь не смогут и будут показывать скромные результаты в области реабилитации и развития детей.
Решением этих проблемных вопросов, по идее, должен заниматься специализированный ресурсный центр. Такой методический центр по теме реабилитации детей с особенностями развития в Самарской области есть, но его наличие практически не ощущается.

Поэтому специалисты ЦРСИ решили взять на себя эти функции, ресурсировать и развивать специалистов, консультировать семьи из области, совместно с ними описывать маршруты развития ребенка, с подборкой методики работы с учетом возможности территории и компетенций специалистов.
Эта задумка Центра развития социального интеллекта стартовала бодро, но несколько асимметрично.

Выездное консультирование быстро стало очень популярной услугой, семьи с удовольствием шли на контакт, прислушивались возможностям и вариантам реабилитации, старались применять советы сотрудников центра. А вот специалисты отнеслись к приезду настороженно. Некоторые опасались, что это скрытая проверка, некоторые - что это конкуренция.
Сотрудники ЦРСИ отдельно встречались и рассказывали местным специалистам о том, что они не конкуренты, но помощники словом и делом. Готовы помочь разбирать сложные случаи специалистов, проводить супервизию, сделать цикл вебинаров, поделиться "Картой возможностей", передать специально разработанные игры, как инструмент для работы с детьми, имеющими особенности развития.
Постепенно ситуация с их доверием выправилась и сотрудники ЦРСИ стали концентрироваться на там, чтобы потенциал местных специалистов был замечен и использован семьями, чтобы эта деятельность мотивировала семьи на дальнейшую реабилитацию и интеграцию особых детей в общество.

Чтобы облегчить и специалистам и родителям этот путь, сотрудники ЦРСИ разработали и записали онлайн курс для родителей, отвечающий на наиболее типовые вопросы и описывающий решение наиболее стандартных проблем в реабилитации.
Курс дал неожиданный результат - часть семей начала звонить и обращаться для решения более сложных и личных проблем. Это был прекрасный повод теснее скооперировать родителей с местными специалистами, поднять их значимость в глазах семей.
Сейчас проект «Ресурсы помощи особой семье на малых территориях» подходит к своему логическому концу и ЦРСИ начала финальные поездки по области для передачи комплектов игр на территории. Это прекрасный, не тривиальный инструмент, который сделает работу профессионалов на местах более яркой и вариативной.

На финише, помимо радости завершения гештальта, всегда есть мысли о том - а что дальше?
Действительно - а что дальше? Сейчас у ЦРСИ появился опыт ресурсной деятельности, появились партнеры на территориях области, узнаваемость у специалистов и родителей. Все это предпосылки для главного - для создания сообщества, в котором специалисты не будут изолированы, могут общаться друг с другом, обмениваться реальным опытом, делиться информацией о своей работе и работать в связке, когда, например, ребенка будут вести сразу несколько специалистов, знающих друг о друге и учитывающих информацию о них в своей работе.
Это и отрытое поле коммуникации родителей, для которых Самарская область будет не только набором топонимов, но и знанием кто и где сможет им помочь в долгом пути взросления и реабилитации их ребенка.

____
Проект «Ресурсы помощи особой семье на малых территориях» реализуется на грантовые средства, предоставленные Фондом президентских грантов.