Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Особые дети. Социальные истории

Дневник проекта "Особые дети. Социальные истории"

 

Центр развития социального интеллекта начал реализацию проекта «Особые дети. Социальные истории». Проект является частью нашей долгосрочной работы по социализации детей с нарушениями развития.

Для кого?

Для детей с особенностями развития в возрасте 9-16 лет и их родителей.

Зачем нужен проект?

Посещение любого незнакомого места является стрессовой ситуацией для особых детей. Для освоения норм поведения в общественных местах особые дети нуждаются в специально организованном обучении, конкретных инструкциях и алгоритмах поведения.

Что мы планируем делать?

Проект делает акцент на обучении ребенка пониманию и адекватному поведению в бытовой ситуации, в которой ребенок вынужден взаимодействовать с другими людьми.

Социальные истории - это одна из успешных стратегий в развитии социального взаимодействия детей, имеющих особенности развития психики. Социальная история всегда конкретна и индивидуальна.

Наличие алгоритма, четкого регламента действия в той или иной ситуации дает ребенку понимание, что за чем следует, как ему необходимо на это реагировать, что ему следует ожидать в результате. Это регулирование снижает уровень тревожности и стресса, включает адаптивные механизмы, делая общение возможным и комфортным для ребенка.

Как строится работа в проекте?

Сначала ребенок 5 месяцев занимается в малой группе, где вместе с психологом проигрывает ситуации с "посещением" магазина, музея, кафе, врача. Затем дети работают с игротерапевтом, который помогает каждому ребенку создать рисунки, описывающие последовательность их личных действий в определенной ситуации. К рисункам подбираются подходящие конкретному ребенку речевые предложения.

На следующем этапе ребенок вместе со специалистами посещает стоматолога, музей, кафе, магазин, где самостятельно осуществляет взаимодействует с окружающими, пользуясь своими социальными историями.

Для родителей — цикл групповых занятий, направленных на обучение технологии создания социальных историй.

 

Все занятия в рамках проекта бесплатны.

Проект реализуется с 01.11.2020 по 31.07.2021 г. в Новокуйбышевске и Самаре.

Проект «Особые дети. Социальные истории» реализуется на грантовые средства, предоставленные министерством экономического развития и инвестиций Самарской области.

 

Все новости мы оперативно освещаем в группе в ВК и на сайте.

 

Аналитический отчет

Финансовый отчет

Пресс-отчёт

Книга социальных историй

Завершился проект "Особые дети. Социальные Истории"

Опубликовано 03.08.2021

За нашими с Вами большими шагами вперед - новыми идеями и проектами - не стоит забывать и о том, что уже нами пройдено. Речь о только что завершившимся проекте «Социальные истории».

Когда этот проект только нами задумывался, то основная идея специалистов ЦРСИ заключалась в том, что дети в максимально реальных условиях получат полезный практический опыт поведения и максимальную тьюторскую поддержку специалистов. И это позволит им быть увереннее и самостоятельнее - у детей появится внутреннее разрешение на действия в одиночку, без родителей.

То есть, дети через приобретение собственного опыта и обратную связь специалиста становились смелее в себе и своих действиях, приобретали черты автономности. Или как любят говорить сами родители - становились более социализированными.

Читать полностью »

Вторая поездка в музей

Опубликовано 09.07.2021

Музеи - места исключительно консервативные, подверженные редким изменениям. И тем приятнее найти в лице «Зелёнки» доброго, живого друга, к которому мы вчера, 8 июля, ездили второй раз и который может предложить нашим особым детям что-то новое.

Состоялась еще одна поведенческая проба. Дети собрались вместе с родителями в нашем Центре и уже самостоятельно готовились к походу! Проверили деньги, маски, вспомнили правила, которые сами же и составляли весь год вместе с нами. Кстати, инструкции они вспоминали не только через книгу «Правила моего поведения», о которой мы писали недавно, но и посмотрели видео урок, который наглядно демонстрируют соблюдение правил.

Затем, окончательно оставив родителей позади, дети с нами устремились на остановку, снова ловили маршрутку (получилось гораздо лучше, чем раньше), считали деньги, требовали билет у кондуктора. У большинства детей уже получается очень неплохо, однако - нет предела совершенству.

Читать полностью »

"Книга правил моего поведение" для особых детей

Опубликовано 06.07.2021

Уже на протяжении года наш Центр в рамках проекта «Особые дети. Социальные истории» прорабатывает вместе со своими подопечными правила поведения в общественных местах. Короткие инструкции, созданные как в печатном, так и в видео формате, в легкой игровой форме, помогают детям с аутизмом, умственной отсталостью, задержкой психического развития, синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями адаптироваться в окружающей среде.

Цель проекта – дать родителям инструмент, который учит ребенка самостоятельности. Книга «Правила моего поведения», дополненная ситуативными иллюстрациями, позволит ему быстро усвоить уже установленные правила, а ее «свободные» страницы дают возможность написать собственные.

Изучайте книгу вместе с ребенком перед походом в общественное место, давайте ему больше свободы и не бойтесь его ошибок - всех нас когда-то обманывали на кассе, обгоняли в очереди за билетом или приносили не тот заказ в кафе. Читая книгу «Правила моего поведения», не забывайте что её можно и нужно дописывать. Вместе смотрите видео уроки, которые наглядно демонстрируют соблюдение правил.

Читать полностью »

Социальная проба в музее.

Опубликовано 30.06.2021

Два в одном! Таков девиз этого дня.

Вчера состоялись сразу две поведенческие пробы. Дети ездили в музей. Ждали маршрутку, платили за проезд, проникались бесконечностью математики, отсчитывая на ладони заветные 35 рублей за проезд и, уже после, наслаждались прекрасным в музее Модерна. А точнее в его интересном детище - музее «Зелёнка» - месте совершенно замечательном и заслуживающим отдельной искренней похвалы.

Именно таким и должно быть музейное пространство - открытым, дружелюбным, экспериментальным. Именно такими должны быть экскурсоводы - внимательными, понимающими, говорящими на языке детей. Спасибо «Зелёнке». Спасибо Арине Гусаровой.

Читать полностью »

Социальные истории. Поход в кафе

Опубликовано 16.06.2021

Счастье - когда тебя понимают. Ещё большее счастье - когда пицца по акции и ты, заказывая ее, понятен продавцу.

Если спросить детей - какая же социальная проба им понравилась более всего, то они вам ответят без промедления, что это была история с походом в кафе. И действительно - это самая вкусная история, наполненная ароматами пиццы, приятным шипением газировки, теплотой свежей выпечки и чарующими нотами кофе.

Долгие часы подготовки окупились сполна. Дети учились считать деньги и аккуратно складывать их в карман, играли с Иваном в пиццерию, смотрели специально записанные видеоинструкции специалистов центра, смотрели меню на сайте и подбирали себе блюда, писали вместе с Марией свою книгу социальных историй.

И вот, наконец, все вкусили плоды своей подготовки.
Им понравилось. Нам, специалистам, тоже. Отработка с детьми социальной истории похода в кафе открыла нам перспективы создания новых историй, проработки новых ситуаций, в которых дети пока ещё не до конца уверены или в которых они ещё вовсе не бывали.

Читать полностью »

Поход к стоматологу

Опубликовано 20.05.2021

Конец апреля богат для детей нашего центра на неприятные события - мало того что неделя перерыва в занятиях, так еще и походы в стоматологию!

Но детская копилка социальных историй ширится. Подошли к концу походы в стоматологию, где детский страх соседствовал с интересом. Ядро навыка - взаимодействие с врачом, честные ответы на его вопросы в незнакомом для ребенка месте. Не каждый взрослый готов безропотно, без страха подчиниться врачу, отдать контроль над частью своего тела постороннему.

Работа с детьми подразумевала попытку переноса этого самого контроля над своим телом в сторону контроля своих форм общения со специалистом.

"Приемлемый риск" - так для большинства детей можно описать их общение и доверие врачам стоматологии.

Читать полностью »

Мы опубликовали видеоинструкции по социальным историям

Опубликовано 29.04.2021

Кто соскучился по кино?! Команда Центра социального интеллекта сняла целый сериал из четырех частей и приглашает участников нашей социальной группы на премьеру! Правда, это не развлекательные, а «объяснятельные» видео, точнее, образовательные. ))

Наши ролики будут полезны всем воспитанникам проекта «Особые дети. Социальные истории». По сути, мы создали подробные видеоинструкции о том, как вести себя в общественном месте, где незнакомая обстановка и много незнакомых людей, а еще — определенные правила поведения, которые нужно соблюдать. Все это для особых детей очень важно.

Ребята уже видели эти ролики на занятиях в центре. Но, как говорил близкий нам всем по духу древнеримский поэт Овидий, повторение – мать учения. Впереди недельный отдых и будет замечательно, если наши юные воспитанники пересмотрят видео дома, вместе с родителями. Возможно, какой-то вопрос ребенок захочет обсудить отдельно с мамой или папой.

Читать полностью »

Весной все идет в рост

Опубликовано 15.04.2021

Весной все идет в рост, вот и наши воспитанники растут во всех смыслах! Ребята, которые занимаются по проекту «Особые дети. Социальные истории», перешли на новую ступень. До сих пор в нашем центре они имели дело с играми и инструкциями о том, как ходить в магазин или другое общественное заведение. А теперь — распахнули двери самого настоящего супермаркета!

Наши наставники выбрали для продуктовой вылазки ближайшую «Пятерочку». Кассиры и консультанты не были предупреждены, что в магазине появится особый десант и вели себя как обычно.

Что показали наши пробы?

Читать полностью »

А вот и план посещения супермаркета!

Опубликовано 29.03.2021

Скажите, вот с вами какие истории случались за последние дни? С нами – социальные! А все потому, что мы продолжаем занятия по проекту «Особые дети. Социальные истории».

Буквально на днях в группах завершился подготовительный этап и теперь наших любимых воспитанников ждет самостоятельный выход в открытый к о с м о с мир.

Ребята серьезно готовились к этому событию! Вместе со своими наставниками — психологом Иваном и игротерапевтом Марией — они разработали круги безопасности, а затем в совершенно безопасном месте — то есть в нашем центре — отыграли сценарии похода в магазин. Будущие покупатели «стояли» в очередях, «отменяли» покупки, «разбирались» с акциями и сборами наклеечек и даже «выпутывались» из ситуаций с воровством. Все как у взрослых!

Читать полностью »

Что происходит в проекте?

Опубликовано 06.01.2021

Ребенок с ментальными и поведенческими нарушениями идет по жизни словно по дремучему лесу. Наш новый проект «Особые дети. Социальные истории» поможет такому ребенку протоптать в этом «лесу» собственные тропинки и привнесет в детские будни чуть больше смысла и радости.

Все мы понимаем, что «особенным» в жизни гораздо сложнее, чем «нормотипичным». Дети с аутизмом, например, не могут копировать поведение других людей, ставить себя на их место. Они не считывают эмоции окружающих и зачастую не воспринимают их слова.

У детей с синдромом Дауна, задержкой психического развития, умственной отсталостью ярко выражены трудности с соблюдением границ. Бедная или кашеобразная речь не позволяет им рассказать о своих потребностях и желаниях, согласовывать свои действия с постоянно меняющейся ситуацией.

Посещение незнакомого места для таких детей — это стресс. Не понимая происходящего и не имея четкой инструкции, что следует делать в этом месте, ребенок часто скатывается в истерику, аутоагрессию, негатив. Такая реакция обычно осуждается окружающими. Родителя обвиняют в плохом воспитании, ребенка — в неадекватном поведении. В итоге многие мамы и папы стремятся свести к минимуму социальные контакты, что не лучшим образом влияет на детей...

Читать полностью »