Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Самоагрессия

Опубликовано 20.04.2023

Самоагрессия – наиболее сложная проблема из тех, с которыми приходится сталкиваться достаточно часто.

Ребёнок с низким психическим тонусом, для которого способ самозащиты в форме агрессии невозможен, направляет агрессию на себя, защищаясь от неприятных впечатлений извне.
Для повышения психического тонуса ребёнка мы всегда используем опережающие методы - визуальное расписание, и непосредственно то, что Мария или Иван делают для переключения внимания ребенка - игры. Все действия, предметы, способы и виды игр строго индивидуальны и зависят от особенностей каждого ребенка. Главное – не испугать ребёнка неожиданным действием, поэтому все происходит очень медленно.
Когда самоагрессия выражена очень сильно, мы стараемся перевести её в агрессию, т.е. сформировать новый стереотип, сделать его более устойчивым, чем первый.

Например, Аня, 12 лет. Занималась в группе два года, а после того, так долгое время жила вне дома (у бабушки) и пропустила полгода занятий, стала вырывать у себя на голове волосы. Самоагрессия возникала, когда девочке запрещали делать то, что она хочет. В этом случае мы попытались самоагрессию перевести опять в агрессию. Дали Ане резиновую куклу с волосами, показали, что надо делать в минуты отчаяния. Она стала рвать волосы у куклы. Когда кукла полностью облысела, стереотип самоагрессии ушёл.

Есть другой вариант: устранить те обстоятельства, которые вызывают у ребёнка самоагрессию (это может быть слишком близкий контакт с ребенком, неадекватные требования к нему, пугающие его звуки и предметы и т.д.). Как правило, следует предоставить ребёнка самому себе, не вступать с ним в контакт.
Когда наши специалисты видят, что не желая продолжать общение, ребёнок направляет агрессию на себя, мы показываем ему другие, более адекватные способы отказа от контакта. В этом случае взрослый разыгрывает перед ребёнком сцену - во время игры, занятия и др., предъявляет в качестве образца собственное поведение в подобной ситуации. Т.е., обучаем ребенка отказываться - в условиях занятия, с разными специалистами, и уже семья и окружение ребенка переносят эти навыки на другие сферы жизни ребенка.

Иногда в наряжённой для ребёнка ситуации (очень много суеты, новых лиц, неожиданных новых действий) самоагрессию можно снять, объяснив ребёнку, что сейчас происходит. При этом надо постараться эмоционально пережить, проговорить вместе с ним происходящее, а затем постараться увести его в более привычную обстановку и заняться приятным знакомым делом.
___
Информация размещена в рамках проекта «Экосистема для особых детей» реализуемого на грантовые средства, предоставленные Фондом президентских грантов