Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Что происходит в проекте?

Что происходит в проекте?

Опубликовано 06.01.2021

Ребенок с ментальными и поведенческими нарушениями идет по жизни словно по дремучему лесу. Наш новый проект «Особые дети. Социальные истории» поможет такому ребенку протоптать в этом «лесу» собственные тропинки и привнесет в детские будни чуть больше смысла и радости.

Все мы понимаем, что «особенным» в жизни гораздо сложнее, чем «нормотипичным». Дети с аутизмом, например, не могут копировать поведение других людей, ставить себя на их место. Они не считывают эмоции окружающих и зачастую не воспринимают их слова.

У детей с синдромом Дауна, задержкой психического развития, умственной отсталостью ярко выражены трудности с соблюдением границ. Бедная или кашеобразная речь не позволяет им рассказать о своих потребностях и желаниях, согласовывать свои действия с постоянно меняющейся ситуацией.

Посещение незнакомого места для таких детей — это стресс. Не понимая происходящего и не имея четкой инструкции, что следует делать в этом месте, ребенок часто скатывается в истерику, аутоагрессию, негатив. Такая реакция обычно осуждается окружающими. Родителя обвиняют в плохом воспитании, ребенка — в неадекватном поведении. В итоге многие мамы и папы стремятся свести к минимуму социальные контакты, что не лучшим образом влияет на детей...

Что же делать?

Приводить ребенка в наш центр!

Во время занятий по проекту «Особые дети. Социальные истории» мы моделируем четыре наиболее часто встречающиеся ситуации: поход в магазин, кафе, визит в поликлинику и посещение музея. Это обучает ребенка адекватному поведению в различных обстоятельствах и их пониманию.

Сначала дети в течение пяти месяцев занимаются в малой группе. Вместе с психологом они проигрывают названные ситуации через специальные настольные игры и ролики, снятые в местах, куда они впоследствии отправятся. Кроме того, ребята принимают участие в ролевых играх с «посещением» магазина, музея, кафе, врача.

После этого дети переходят к работе с игротерапевтом. Он помогает каждому ребенку создать рисунки, описывающие последовательность их личных действий в определенной ситуации. К рисункам подбираются подходящие конкретному ребенку речевые предложения, описывающие короткие и понятные ребенку действия. Созданные социальные истории объединяются в одну книгу, которая передается в семью.

На следующем этапе ребенок вместе с нашими специалистами посещает стоматолога, музей, кафе, магазин. Он самостоятельно взаимодействует с окружающими: заказывает пиццу, покупает билет в музей, объясняет врачу, зачем пришел, делает покупки в магазине и расплачивается с кассиром.

Опыт реализации различных социальных историй дает особым детям возможность учиться, жить и общаться вместе с нормотипичными людьми.

Проект реализуется на грантовые средства министерства экономического развития и инвестиций Самарской области.