Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Интервью автора проекта газете «Город Н-ск. 2000»

Интервью автора проекта газете «Город Н-ск. 2000»

Опубликовано 28.06.2017

Читать в источнике

Подвели итоги молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга», и стало ясно: ребят с инвалидностью из нашего города по осени ждет кое-что интересное. Автор необычного образовательного проекта Иван Титков собирается пригласить местную детвору в «Афинскую школу». Идея создания инклюзивной площадки, где здоровая ребятня и дети с проблемами в развитии будут заниматься вместе, была высоко оценена экспертным советом форума.

 Преподаватель кафедры психологии развития Самарского университета, сотрудник некоммерческой организации «Школа-Музей-Культура» получит на реализацию задумки грант в размере 200 тысяч рублей. Интересно, что заявок, связанных с осуществлением проектов непосредственно в Новокуйбышевске, было несколько — но эксперты «iВолги», оценив их по ряду параметров, поддержал в этом году лишь одну.Иван Титков (слева) нацелен на работу с ребятами школьного возраста. Но готов принять и тех, кто перешагнул рубеж в 20 лет: было бы желание!

ФОТО: Дмитрий ДонскойИван Титков (слева) нацелен на работу с ребятами школьного возраста. Но готов принять и тех, кто перешагнул рубеж в 20 лет: было бы желание! ФОТО: Дмитрий Донской

— Мой проект называется «Искусство инклюзии», и посвящен он решению одной из важных проблем современности — как можно более полному включению в общественную жизнь детей с особенностями здоровья, — рассказал Иван Титков в интервью нашей газете. Молодой человек полагает, что в этом смысле наш город далеко отстал от областного центра. — Кроме театра молодых инвалидов «Астрей» в Новокуйбышевске для ребят с проблемами здоровья почти ничего нет. После выпуска из реабилитационного центра «Светлячок» — пропасть. Дети оседают дома, и это огромная проблема. А поездка в Самару, казалось бы, всего за 30 километров, для инвалидов является иногда непреодолимым препятствием. Однажды ко мне за психологической помощью обратилась мама мальчика с аутизмом. Она привела сына на прием с формулировкой вроде «посоветуйте, куда ему можно податься, чтобы не сидеть в четырех стенах квартиры». В принципе, не тот вопрос, в котором нужна помощь психолога. Но этот и подобные случаи натолкнули меня на мысль, что в городе нужно организовать пространство для общения и дополнительного образования «особых» детей.

Проект «Искусство инклюзии» стартует уже в сентябре — в помещении по ул. Репина, 1а. Именно здесь «прописана» организация «Школа-Музей-Культура». В центре дополнительного образования будут заниматься ребята с ДЦП, расстройствами аутического спектра, сниженными слухом и зрением, легкими формы синдрома Дауна и другими нарушениями здоровья. С ребятами будет работать целая команда специалистов — психологов и игротехников. Задача-максимум — чтобы посредством занятий по уникальной образовательной программе дети-инвалиды получили социальный опыт, который улучшит качество их жизни.

— Суть обучения в «Афинской школе» — в ее названии, — объясняет Иван Титков. — Мы не планируем уроков в привычном смысле слова. Нашим занятиям будет свойствен дух античных философских школ, где слушатели и учитель находятся в равных познающих позициях, формируют картину мира друг друга и рождают в диалоге собственную истину.

Программа «Афинской школы» включит в себя работу по трем модулям.

— Занятия обучающего модуля будут построены на восприятии детьми символов мировой культуры и их усвоения через изобразительное искусство, — рассказывает автор проекта. — В смешанных микрогруппах ребята будут учиться «расшифровывать» знаки культуры в полотнах художников, постигать искусство общения с картинами, попутно настраиваясь на более «земную», но не менее сложную здоровую коммуникацию со сверстниками. Важно, чтобы это было адекватное общение, лишенное жалости или усмешки с одной стороны и исключающее эмоциональное вымогательство с другой. Далее — творческий блок. Это более 30 направлений, доступных каждому ребенку, начиная с мастер-классов по валянию шерсти до занятий научно-популярной направленности. Наконец, релаксирующий модуль, который позволит детям сбросить напряжение после сложной творческой работы, даст время осмыслить прошедшее. Дети смогут погрузиться в тактильные ощущения, поработать за столом песочной анимации, послушать музыку. Пока ученики необычной школы учатся взаимодействию, взрослые могут участвовать в тренингах, — например, развенчивающих мифы об инвалидности.

Впрочем, инклюзивная площадка для родителей должна стать в первую очередь отдушиной — они смогут поделиться опытом, рассказать о наболевшем, наконец, просто отдохнуть и попить чаю.

 Возможность передышки очень важна, поскольку часто семьи с ребенком-инвалидом — неполные, и кроме уставшей и вымотанной мамы с ребенком заниматься просто некому, — замечает Иван Титков.

По его словам, у проекта интересные перспективы: например, возможно создание галереи для слепых и слабо видящих, где дети с инвалидностью сами выступят в роли экскурсоводов.

Средства гранта пойдут на обеспечение доступности центра дополнительного образования (установку пандуса, поручней), а также на приобретение игр и пособий для детей.

Анна Кузьминых